В объявлении о вакансии указывают все, что соответствует образу идеального работника компании. Однако сразу пугаться не стоит: некоторые навыки могут вообще не понадобиться в работе.

Все объявления о поиске сотрудников делятся на две группы: в одних указаны реальные и обязательные требования (то, что действительно понадобится на практике), в других – требования к кандидату скорее желаемые, чем необходимые. Отличить одни от других довольно просто: в первом случае сотрудников подбирают на должности, которые действительно требуют специальных знаний или владения сложной техникой или программным обеспечением (программист, инженер, юрист, бухгалтер). Здесь редко встретишь требования вроде «активность», «коммуникабельность» и т.п.

Во втором – речь идет о профессиях, которые можно освоить «по ходу жизни»: продавцы, менеджеры (по продажам, по обслуживанию клиентов и т.п.), секретари. Специального образования для этой работы не нужно, однако требования и пожелания к кандидату часто формулируются избыточные.

Опыт работы

Опыт работы требуется почти на всех позициях (в том числе и для секретарей). Если опыта у вас меньше «запрашиваемого», то покажите работодателю, что за эти полгода-год-два вы сформировались как специалист: научились, освоили, сделали и достигли. А если опыта нет, на собеседовании нужно продемонстрировать, что знаний и рвения у вас достаточно.

Зачем это работодателю? Опыт работы – это некоторая гарантия того, что вы уже сталкивались с подобными задачами и более-менее успешно их решали.

Когда это обязательно? Чем выше позиция, на которую вы претендуете, тем важнее ваш прошлый опыт работы. На руководящих должностях в расчет идет все: и ступенька в иерархии, и репутация компаний, в которых вы свой опыт приобрели.

Знание иностранных языков

В объявлении ищут секретаря с хорошим знанием английского, тестируют его на собеседовании, а на практике новоявленному сотруднику это владение языком может потребоваться раз в месяц, чтобы принять один-единственный звонок «заблудившегося» иностранного гостя. Такая ситуация встречается едва ли не в половине случаев.

Зачем это работодателю? Во-первых, потерять «заблудившегося» клиента тоже не очень хочется. Во-вторых, работодатель исходит из логики, что если человек знает иностранный язык, то он в принципе человек образованный и интеллигентный. А с такими всегда приятно работать. Если вы приятная в общении, начитанная и воспитанная, но не знаете английского, можете смело отправлять резюме.

Когда это обязательно? Если компания, в которой вы собираетесь работать, международная, знание иностранного языка будет действительно необходимо. Здесь преувеличивать свои знания чревато последствиями. В остальных организациях, скорее всего, будет достаточно среднего уровня – чтобы просто суметь понять иностранца и ответить ему. В общем и целом, на собеседовании рассказывать о том, что вы свободно говорите по-английски, если и двух слов связать не можете, смысла не имеет – все равно вычислят. Но можно, учитывая реальный уровень своих познаний, понять, достаточным ли он будет для данной компании.

Личные качества

Очень часто в вакансиях, предполагающих работу с людьми, можно встретить такие требования к личности соискателя: коммуникабельность, адаптивность, желание профессионально расти и т.п. – то, что руками не пощупаешь и дипломами не подтвердишь. Чего хочет работодатель на практике? Доброжелательности при общении с клиентом и отсутствия конфликтов в рабочем коллективе. Все это, кажется, нормальные качества для нормального человека. Если вы, конечно, не социопат.

Зачем это работодателю? Таким способом он подчеркивает, что в работе нужны не только ваши знания и профессиональные качества, но и то, какой вы человек. Ответственность и исполнительность хорошо уживаются с грубостью и нетерпимостью, и, чтобы отсечь таких кандидатов, к вакансии и предъявляют такие требования.

Когда это обязательно? В работе, связанной с общением. Когда через вас проходит 150 человек в день, и каждому нужно улыбнуться и ответить на вопросы (чаще всего одни и те же), это тяжело. Вдвойне тяжело это тем, кто не обладает ангельским характером.

Знание специальной техники: мини-АТС, факса – для секретарей, кассового аппарата – для продавцов

Это одно из самый частых требования для подобных вакансий. Однако фокус в том, что моделей этой техники огромное количество, и на новом месте работы вас все равно будут знакомить с аппаратурой каждой конкретной организации. Кроме того, в первый день всегда можно попросить показать, как обращаться с факсом, сославшись на то, что с этой моделью вы еще не встречались. Поэтому на собеседовании можно смело утверждать, что с техникой вы знакомы, если конечно это не станок с числовым программным управлением.

Зачем это работодателю? Работодатели прекрасно понимают, что стоит за всеми «конечно умею, о чем тут говорить» соискателей. Требования к владению техникой пишут для того, чтобы отсечь тех кандидатов, которые и калькулятора в руках никогда не держали. На позициях, не требующих особых навыков, такие встречаются сплошь и рядом. К тому же, освоить конкретную модель ксерокса или факса проще, если вы уже раньше пользовались подобной техникой.

Когда это обязательно? Знать технику нужно – ровно настолько, чтобы отличить факс от принтера. Секретарь, который не может распечатать документ, потому что не владеет техникой, вряд ли кого-то устроит. А знания по конкретной модели придут с опытом.

Возраст

В большинстве случаев, сильно понравившегося кандидата возьмут на работу, даже если он не вписывается в указанные работодателем возрастные рамки (при условии, что весь коллектив не окажется намного моложе). Тем более, что дискриминация, в том числе и по возрасту, преследуется по закону.

Зачем это работодателю? Например, для того, чтобы подобрать коллектив близких по духу людей. Или само руководство молодо и не хочет, чтобы подчиненные были старше его: это черевато двусмысленными ситуациями.

Когда это обязательно? В принципе, обязательным требованием возраст быть не может: это запрещено законом. Исключения составляют опасные профессии, требующие особых физических качеств.

Все о карьере на Wday.ru